Версия для слабовидящих
Меню

Программа «СОЛНЫШКО ДЛЯ ВСЕХ»

Home Программа «СОЛНЫШКО ДЛЯ ВСЕХ»



Программа «СОЛНЫШКО ДЛЯ ВСЕХ» для детей 4-13 лет направлена на создание условий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Причинами создания этой программы явились высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами.

Актуальность программы состоит в том, что обучение танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

Цель программы:

  • развитие артистичности, внутренней свободы,
  • раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Задачи:

  • развивать творческое воображение и фантазию,
  • развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в танце;
  • развивать способность импровизировать;
  • воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время движения, чувство такта и взаимоуважения,
  • развивать двигательные навыки, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать гибкость, ловкость, пластичность,
  • формировать правильную осанку, красивую походку;
  • расширять музыкальный кругозор,
  • дать детям знания о танцевальных жанрах и направлениях,
  • обогащать двигательный опыт разнообразными видами танцевальных движений.

Отличительные особенности программы

  1. Совместное творчество педагога и детей в процессе постановки танцевальных композиций (педагог предлагает идею танца, сюжет, детали и движения придумываются совместно), что способствует повышению творческой инициативы у детей.
  2. Сюжетное содержание танцев позволяет более полно творчески самореализоваться.
  3. Разнообразный жанровый и стилевой материал.

Данная программа рассчитана на детей 4 – 13 лет

Срок реализации программы 9 месяцев. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность:

Дошкольники – 20 мин., школьники – 30-40 мин.

Методы и приемы реализации программы:

  • наглядно-слуховой (представление музыкального материала, разбор по форме, составление сюжета танца)
  • наглядно-зрительный (показ движений педагогом, показ иллюстраций, помогающий составить более полное впечатление о композиции).
  • словесный (объяснение, беседа, диалог).
  • практически (упражнения, использование различных приемов для детального выучивания того или иного движения)

Ожидаемые результаты:

Занятия по программе « Солнышко для всех» будут способствовать:

1.Раскрытию творческого потенциала ребенка:

  • проявлению интереса к музыкальной культуре, движению, танцу.
  • развитию воображения и фантазии.
  • развитию музыкальности:
  • умению слушать и понимать музыку;
  • умению двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального произведения;
  • развитию чувства ритма;
  • развитию способности различать жанры и стили танцев.
  1. Развитию двигательных навыков:
  • умению точно исполнять танцевальные движения;
  • действовать синхронно и выразительно в группе;
  • умению ориентироваться в пространстве;
  • умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.
  1. Развитию нравственно-коммуникативных качеств:
  • умению вести себя в паре (пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон);
  • умению сочувствовать, сопереживать другим людям.
  1. Развитию психических процессов:
  • восприятия,
  • мышления,
  • внимания,
  • памяти,
  • воли и др.

Форма подведения итогов:

Выступления на мероприятиях внутренних, городских, внегородских.

Учебно-тематический план

для детей 7 – 13 лет.

 

месяц разделы Направления

(на выбор)

кол-во занятий, часов
1. октябрь – ноябрь Русский

народный

танец

 

– кадриль

– русский лирический

– хоровод

 

 

8

2. декабрь – январь В гостях у сказки  

Хороводы:

– танец «Снежинок»

– танец «Бабки Ёжки»

 

 

8

3. февраль – март Современны й танец  

– танец с колясками

– восточный танец «Бабочки»

 

 

8

4. апрель – май Танцы с предметами  

– танец «Огня»

– танец с шарами

– танец «Солнца»

 

 

8

Итого:  32

Диагностические критерии

Критерии Высокий уровень Средний уровень Уровень ниже среднего
Музыкальность 1. Внимательно слушает

музыку до конца,

способен

высказаться о

характере,

содержании

произведения

самостоятельно.

2. Двигается в соответствии с характером музыки, самостоятельно меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

3. Самостоятельно определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях.

Ритмично выполняет движения под музыку.

1. Слушает музыку до конца, отвлекаясь. Высказывается о содержании и характере произведения с помощью наводящих вопросов.

2. Двигается приблизительно в характере музыки, с помощью подсказки педагога меняет движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.

3. Определяет на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях с помощью подсказки педагога.

4. Не всегда ритмично выполняет движения под музыку.

1. Не может дослушать музыку до конца, отвлекается.

2. Не может высказаться о характере и содержании произведения.

3. Не может передать в движении характер музыки, не слышит

музыкальные фразы, движения меняет хаотично.

4. Не может определить на слух танцевальные жанры, изучаемые на занятиях.

5. Движения выполняет под музыку не ритмично.

 

 

Двигательные

навыки

1. Уверенно знает части тела. Правильно сочетает движения рук и ног в танцевальных композициях.

2. Свободно и самостоятельно выполняет перестроения, предложенные педагогом, а также использованные в танце.

3. Точно и ловко выполняет танцевальные движения.

4. Мягко, плавно и музыкально выполняет движения руками в соответствующем

контексте.

1. Неуверенно знает части тела. Плохо

координирует руки и ноги в танцевальных композициях.

2. Выполняет перестроения с помощью

подсказки педагога или детей.

3. Танцевальные движения выполняет приблизительно.

4. Испытывает трудности с выполнением мягких и плавных движений руками в соответствующем

контексте.

1. Плохо знает части тела. Путает сочетание рук и ног в танцевальных движениях.

2. Путается в перестроениях, плохо ориентируется в пространстве.

3. Танцевальные движения выполняет с трудом.

4. Коряво выполняет движения руками в медленных и плавных композициях.

Эмоциональная

сфера

Умеет выражать

свои чувства в

движении,

выразительно и

эмоционально

двигаться в танце.

Немного скован

эмоционально, не

всегда

выразительно

исполняет

композицию.

Скован и зажат,

движения выполняет

не эмоционально,

стесняется зрителей.

Творческие

проявления

 

1. С удовольствием

импровизирует

движения под

музыку,

придумывает

оригинальные

композиции.

2. С легкостью

придумывает

танцевальные

движения,

раскрывающие

образ героя или настроения музыки.

1. Импровизирует

движения под

музыку по просьбе

педагога и с его

помощью.

Помогает в

составлении

танцевальных

композиций.

2. Придумывает

танцевальные

движения по

образцу.

1. Не может

импровизировать

танцевальные

движения и придумать

композицию

движений.

2. Не может

придумать

танцевальные

движения.

 

Коммуникативные навыки 1. Знает все

основные

положения «

партнер-

партнерша».

2. Всегда

уважительно

относится к

товарищам,

соблюдает

очередность,

дистанцию,

проявляет терпение

к отстающим детям.

1. Неуверенно

знает основные

положения «

партнер-

партнерша».

2. Не всегда

уважительно

относиться к

товарищам,

соблюдает

очередность и

проявляет

терпение к

отстающим детям.

1. Плохо знает

основные положения «

партнер-партнерша».

2. Неуважительно

относится к

товарищам, не

соблюдает

очередность, не может

проявить терпение к

товарищам.

 

 

Проявление

некоторых

психических

процессов

1. Запоминает всю

последовательность

танцевальных

движений и

рисунок танца.

2. Не отвлекается от музыки и

процесса движения,

правильно

выполняет всю

композицию

самостоятельно от

начала до конца.

3. Умеет

самостоятельно

подчинять движения темпу, ритму, динамике и форме.

1. Частично

запоминает

последовательность танцевальных

движений и

рисунок танца.

2. Может

отвлекаться во

время слушания и

движения.

Композицию

исполняет с

подсказкой

педагога.

3. Не всегда

получается подчинить движения темпу, ритму, динамике и форме

самостоятельно.

1. Не может

запомнить

последовательность

танцевальных

движений и рисунок

танца.

2. Все время

отвлекается от музыки

и процесса движения,

композицию

исполняет с

ошибками.

3. Не может

подчинять движения

темпу, ритму,

динамике и форме.

Содержание и методическое обеспечение

Программы для детей 7 – 13 лет 

Месяц Темы Задачи Форма проведения. Методы и приемы
Сентябрь Давайте познакомимся
Октябрь-

ноябрь

Русский

народный

танец

1. Познакомить

детей с русским

народным

музыкальным

творчеством,

костюмами, бытом,

обрядовыми

традициями;

2. Выучить основные движения русской пляски;

3. Работать над координацией движений, ориентированием в пространстве;

4. Развивать чувство ритма;

5. Формировать правильную осанку;

6. Учить детей взаимодействовать в коллективе;

7. Работать над синхронностью движений;

8. Продолжать развивать творческую фантазию, проявлять собственную индивидуальность

танцевальном стиле, жанрах, особенностях музыки, костюмах данного танца;

9. Разучить основные движения выбранного танца;

10. Побуждать участвовать в придумывании сюжета и рисунка танца;

11. Воспитывать терпимость и тактичность по отношению друг к другу;

12. Развивать танцевальное ансамблевое чувство;

13. Продолжить работу над улучшением танцевальной мимики, осанкой, правильной постановкой рук и ног;

14. Улучшать ритмовосприятие, ритмопластику, внимание, координацию движений, выносливость детей;

15. Поощрять творческую инициативу.

1. Практическое

занятие;

2. Открытое занятие для родителей и педагогов нашего СРЦН

3. Наглядно-слуховой (слушание музыки по теме,

использование

иллюстраций,

презентаций

для лучшего

представления

о стиле,

жанрах);

4. Наглядно-зрительный (показ педагогом правильного исполнения движений);

5. Словесный (объяснение, беседа, диалог);

6. Игровой (музыкальные игры по теме урока для развития творческой инициативы и фантазии, а также для сплочения коллектива);

7. Практический (разучивание движений и элементов движений, а также исполнение танца целиком).

Февраль-

март

Современный

танец

1. Дать понятие о современном танце, стилях, направлениях, музыке нашего времени;

2. Разучить основные движения выбранного

танцевального

направления;

3. Развивать скорость реакции, четкость, ритмичность, синхронность в движении;

4. Побуждать активно участвовать в составлении сюжета, рисунка танца,

придумывать

собственные

движения;

5.Совершенствовать

танцевально-

исполнительские

навыки;

6. Развивать артистичность и внутреннюю свободу, уверенность в себе.

7. Воспитывать выдержку, терпимость к товарищам.

8. Воспитывать танцевальную и общую культуру.

1. Наглядно-зрительный;

2. Практический

Практическое

занятие.

3. Наглядный;

4. Словесный;

5. Практический;

6. Игровой

Апрель-

май

Танцы с предметами

Повторение пройденного.

1. Дать понятие об историко-бытовых танцах,

разновидностях и стилевых особенностях, костюмах, музыке;

2. Разучить основные движения выбранного танца;

3. Учить передавать в движении стилевые выбранного

танцевального

направления;

особенности

эпохи;

4. Учить

взаимодействовать в паре, правильно и точно исполнять парные движения;

5. Работать над пластикой, осанкой, красивой походкой;

6. Учить четко видеть рисунок танца, точно выполнять перестроения, хорошо

ориентироваться в пространстве;

7. Учить «быть в образе» во время танца;

8. Воспитывать устойчивое желание заниматься танцевальной деятельностью.

1. Практическое

занятие;

2. Открытое занятие для родителей и педагогов;

3. Итоговый концерт для родителей.

4. Наглядный;

5. Словесный;

6. Практический

 

 

Структура занятия

Возраст 7 – 13 лет

Вводная часть. 5-7 мин.

  • поклон
  • разминка по теме занятия

Основная часть. 28-30 мин.

Теоретический раздел: 8-10 мин.

  • Рассказ о стиле, жанрах, костюмах, особенности музыки танца
  • История происхождения
  • Показ иллюстраций, прослушивание фрагментов музыки данного танцевального направления

Практический раздел: 20 мин.

  • Разучивание основных движений, составных элементов основного движения
  • Обсуждение сюжета, разучивание рисунка танца
  • Повторение и закрепление ранее пройденного материала
  • Упражнения на развитие творческого воображения (танцевальные импровизации)
  • Музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры
  • Заключительная часть. 5 мин.
  • упражнения на восстановление дыхания
  • игровой самомассаж
  • релаксация
  • заключительный поклон

 

Учебно-тематический план

для детей 4 – 7 лет.

 

Месяц Тема Кол-во занятий
1. Октябрь- ноябрь – Танцы-игры

– Танцы- фантазии

                      8
2. Декабрь- январь – Образные танцы                       8
3. Февраль- март – Танцы с предметами                       8
4. Апрель- май – Парные танцы

Повторение

пройденного

                      8

Итого: 32

Диагностические критерии

 

Критерии Высокий

уровень

Средний

уровень

Уровень ниже среднего
Музыкальность 1. Слушает внимательно до конца муз. отрывок.

Умеет высказаться о

характере и темпе

данного отрывка.

2. Двигается в

соответствии с

характером музыки.

3. Узнает на слух

Знакомые танцевальные

мелодии

4. Чувствует метрическую

пульсацию и двигается в

соответствие с ней.

1. Слушает муз. отрывок, отвлекаясь.

Высказывается о

характере и темпе

данного отрывка с

помощью наводящих

вопросов.

2. Не всегда двигается в соответствие с

характером музыки.

3. Узнает на слух

Знакомые танцевальные

мелодии с подсказкой.

4. Не всегда чувствует метрическую пульсацию и двигается в соответствие с ней.

1.  Не может дослушать муз.

отрывок до конца,

все время

отвлекается. С

трудом

высказывается о

характере и темпе

данного отрывка.

2. Двигается под

музыку не в

характере.

3. Не узнает на слух

знакомые

танцевальные

мелодии.

4. Не чувствует

метрическую пульсацию, двигается не ритмично.

Двигательные

навыки

1. Легко

координирует

движения рук и ног

в танцевальных

упражнениях.

2. Ориентируется в

пространстве, знает

«право-лево»,

«ближе-дальше» по

отношению к

предметам, не

путает «вперед-

назад.»

1. Координация рук

и ног в

танцевальных

упражнениях

затруднена.

2. Не всегда

ориентируется в

пространстве.

Путает «право-

лево», «ближе-

дальше», «вперед-

назад».

3. Выполняет медленном темпе.

1. Не координирует

движения рук и ног

в танцевальных

упражнениях.

2. Не ориентируется

в пространстве. Не

знает «право-лево»,

«ближе-дальше», «вперед-назад».

3. Коряво и не точно

выполняет

предложенные

танцевальные

Эмоциональная

сфера

 

1. Выразительно и

эмоционально

исполняет образные движения.

1. Немного скован,

не всегда проявляет

эмоции при исполнении образных движений.

1. Немного скован,

не всегда проявляет

эмоции при исполнении образных движений.

Творческие

проявления

 

1. Легко и с

удовольствием

импровизирует под

музыку

предложенные

игровые ситуации и

образы животных.

2. Активно помогает

придумывать

танцевальные движения в соответствии с задуманным образом.

1. Импровизирует

предложенные

игровые ситуации и

образы животных по

образцу.

2. Не проявляет

инициативу в

придумывании

танцевальных

движении.

1. Отказывается или

не может

импровизировать

предложенные

игровые ситуации и

образы животных.

2. Не помогает

придумывать

танцевальные

движения.

Коммуникативные

навыки

 

1. Умеет правильно

пригласить (проводить),

приветствовать

партнера, встать

красиво в пару и

сохранять это

положение на

протяжение всей

композиции (танца).

2. Уважительно

относится к

товарищам, не

толкается,

соблюдает

очередность и

дистанцию.

3. Сохраняет

спокойствие, когда внимание педагога направлено на другого ребенка.

1. Не всегда

правильно

приглашает (провожает),

приветствует

партнера. В паре не

может сохранять

положение до конца

композиции (танца).

2. Не всегда

проявляет чувство

такта по отношению

к товарищам,

торопиться, не

соблюдает

очередность. Не

может долго

сохранять спокойствие при отсутствии к себе внимания.

1. Не умеет

правильно

пригласить (проводить)

партнера, забывает

приветствовать его.

Не держит позицию

«партнер-

партнерша» в

композиции (танце).

2. Неуважительно

относится к

товарищам,

толкается, не

соблюдает

очередность.

3. Требует

повышенного

внимания к себе.

Проявление

некоторых

психических

процессов

 

1. Без труда

запоминает

танцевальные

движения,

несложные

комбинации

движений, рисунок танца.

2. Внимателен на

занятиях, не

отвлекается во

время исполнения

танцевальных

элементов и танцев.

3. Понимает

объяснения,

условия игры сразу,

достаточно точно

может

воспроизвести

движения

одновременно с

показом педагога.

1. Запоминает

танцевальные

движения,

несложные

комбинации

движений, рисунок

танца после многочисленных

повторений.

2.Отвлекается на

занятиях, не всегда

внимателен во время

исполнения

танцевальных

элементов, танцев.

3. Понимает

объяснения, условия

игры не сразу,

воспроизводит

движения

одновременно с

показом педагога не

точно, с трудом.

1. Не может

запомнить

танцевальные

движения,

несложные

комбинации

движений, рисунок танца.

2. Невнимателен на

занятиях, все время

отвлекается во

время исполнения

танцевальных

элементов, танцев.

3. С трудом

понимает

объяснения, условия

игры, не может

воспроизвести

движения

одновременно с

показом педагога.

 

 

Содержание и методическое оснащение

программы для детей 4 – 7 лет

 

Месяц Темы Задачи Форма

проведения. Методы и приемы

Сентябрь Давайте познакомимся
Октябрь – ноябрь – танцы-игры;

– танцы-фантазии

1. Научить детей внимательно и четко двигаться по показу педагога;

2. Улучшать ритмовосприятие,

ритмопластику,

музыкальное

внимание,

координацию

движений,

выносливость;

3. Развивать выразительность и эмоциональность исполнения движений,

сценическую

мимику,

танцевальное

творчество;

Учить хорошо ориентироваться в

пространстве.

Воспитывать

танцевально-

исполнительскую

культуру,

прививать

интерес к

танцевальной

культуре.

Практическое занятие.

1. Открытое занятие для родителей.

2. Словесный (объяснение теоретических основ, беседа- составление сюжетной линии, рассказ)

3.Практический (упражнения, задания по теме урока)

4. Игровой (музыкальные игры, игровой- самомассаж)

5. Наглядно-слуховой (прослушивание

музыкальных

отрывков,

показ

иллюстраций к ним).

Декабрь-

январь

Образные

танцы

1. Продолжать развивать танцевально-исполнительские способности, танцевальное творчество детей,

уверенность в своих силах;

2. Улучшать ритмичность и выразительность движений, их синхронность при исполнении в группе;

3. Развивать образное восприятие музыки;

4. Работать над пластичностью и

ритмичностью детей, добиваться эмоциональности и

выразительности в жестах и мимике;

5. Развивать танцевальную и общую

культуру;

1. Слуховой (прослушивание

музыкального материала);

2. Словесный;

3. Игровой;

4. Практический

Февраль-

март

Танцы с

предметами

1. Продолжать развивать ритмопластику движений детей под музыку;

Совершенствовать

координацию

движений,

навык

ориентирования в пространстве;

3. Развивать у детей чувство единого ансамбля, способность двигаться синхронно, соблюдать дистанцию.

4. Учить терпимо относиться к товарищам, критике, чужим ошибкам;

5. Учить исполнять танцевальные композиции с предметами, правильно и осторожно использовать их.

6. Развивать и поощрять творческую активность детей.

1. Словесный;

2. Наглядно-зрительный (показ движений педагогом);

3. Слуховой;

4. Практический;

5. Игровой.

Апрель-

май

Парные

танцы;

Повторение

пройденного

1. Продолжать развивать танцевально-исполнительские навыки детей;

2. Продолжать работу над улучшением танцевальной осанки, правильной постановки рук и ног;

3. Воспитывать танцевальную культуру, взаимопомощь, доброту, чувство ансамбля, устойчивое желание заниматься танцевальной деятельностью;

4. Учить культуре общения с партнером;

5. Выучить основные положения в паре, работать над техникой движений в паре.

 

1. Словесный;

2. Наглядно зрительный;

3. Практический;

4. Игровой.

 

 

Структура занятия

Для детей 4 – 7 лет.

Вводная часть. 5мин.

разминка

Основная часть. 12 мин.

  • Прослушивание муз. фрагмента, обсуждение характера, темпа, ритмических особенностей.
  • Творческие задания на прослушанный фрагмент (фантазии, импровизации…)
  • Разучивание основных движений танца, составление сюжета, собственных движений.
  • Музыкальная игра, коммуникативные танцы-игры

Заключительная часть. 3 мин.

  • упражнения на восстановление дыхания
  • игровой самомассаж
  • релаксация

Показатели качества усвоения ребенком программного материала. 

1 . Музыкальность.

  • Умение слушать и понимать музыку.
  • Умение двигаться в соответствии с характером музыки.
  • Умение определять на слух музыкальные жанры.
  • Чувство ритма.
  1. Двигательные навыки.
  • Координация движений.
  • Ориентирование в пространстве.
  • Точность выполнения танцевальных движений.
  • Пластичность.
  1. Эмоциональная сфера.
  • Выразительность мимики и пантомимики.
  1. Творческие проявления.
  • Умение импровизировать под музыку.
  • Умение придумывать танцевальные движения в соответствии с задуманным образом.
  1. Коммуникативные навыки.
  • Умение вести себя в паре.
  • Умение вести себя в коллективе.
  1. Проявление некоторых психических процессов.
  • Память.
  • Внимание.

Материально-техническое обеспечение.

  • музыкальный зал,
  • Костюмы и обувь для занятий и танцевальных номеров для концертных выступлений.
  • DVD -проигрыватель,
  • Музыкальный центр, компьютер,
  • Записи аудио, видео, формат CD. DVD. mp3. mp4. 

Литература

  1. Встаньте, дети, встаньте в круг… (сборник танцев для детей) г. Москва – 1976г. из-во «Советская Россия»1976г.
  2. Гимнастика в хореографии. А. Кареева. г. Казань-2001г.
  3. Историко-бытовой танец – «Я вхожу в мир искусств» О. В. Кветная. Издательство «Родникъ» -1997г.
  4. Классический танец. Н Тарасов г. Санкт-Петербург, Москва, Краснодар 2005г.
  5. Методика преподавания народного танца. Г.П. Гусев г. Москва Гуманитарный Издательский центр ВЛАДОС 2005г.
  6. Народно- сценический танец. К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер г. Москва «Искусство» 1976г.
  7. Поддержка в дуэтном танце. Н. Серебренников. Ленинград «Искусство» 1979г.
  8. Путешествие в мир танца. г. Москва Российская академия театрального искусства-ГИТИС 2008г.
  9. Ритмическая мозаика. Ж. Далькроз. г. Москва – 2000г
  10. Ритмика. И.В. Лифиц. г. Москва ACADEMA 1999г Солисты татарского балета. В. Горшков. г. Казань РИЦ «Дом Печати» 2000г.
  11. Роль ритмики в развитии личности ребенка. И.И. Галимова г. Казань
  12. Танцевать могут все. Р.Л. Череховская.  Издательство «Народная асвета» 1973г.
  13. Урок ритмики в начальных классах. И. Ионова Copyright 1997г.
  14. Учебно-методическое пособие по теории и методике преподавания народно-сценического танца. В. Горшков г. Казань -2008г
  15. Экзерсис на полу. (для подготовки к занятиям классическим танцем) Н. А. Вихрева. г. Москва – 2004г.

Категория: / Теги: