Версия для слабовидящих
Меню

Программа: Умелые ручки

Home Программа: Умелые ручки



В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы, над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Умелые руки» – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работа в кружке планируется так, чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, глиной, освоили новую технику – декупаж. Работа кружка организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей с 7 до 15 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 1 часу, всего 72 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек

 

Цель программы – создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

 

Задачи программы

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

 

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию учащихся;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

 

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание обучающихся;
  • развитие любви к природе.

 

Ведущая идея данной программысоздание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

 

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

 

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

 

Формы и методы занятий

 

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности, учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 

Требования к уровню подготовки воспитанников

 

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего “Я”. При этом необходимо добиваться, чтобы и сами воспитанников могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися, а также участием в конкурсах, выставках.

 

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе воспитанники СРЦН:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, глиной, папье-маше, освоят новую технику – декупаж.
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • будут создавать композиции с изделиями;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • получат знания о месте и роли декоративно – прикладного искусства в жизни человека;

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок работ, учащихся:
  • Участие в выставке детских творческих работ, конкурсах.
  • Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
  • Проведение мастер-классов;
  • Участие в тематических выставках (День знаний, Мастерская деда Мороза, 8 марта, День влюбленных, итоговая выставка, и т.д.);

 

Содержание программы.

 

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья воспитанников. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 год.

 

  1. Работа с природным материалом (8 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

 

  1. Папье – маше (10 ч.)

Папье-маше – это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.

Папье-маше по-французски значит “жеванная бумага”. Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.

Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.

 

  1. Соленое тесто (12ч.)

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.

В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.

 

  1. Декупаж (8 ч.)

Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.

Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу – cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.

 

  1. Плетение из газетных трубочек. (14 ч.)

Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.

Плетение из газетных трубочек – оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты, свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.

 

  1. Глина (6 ч.)

Самыми популярными материалами для лепки являются пластилин и глина, хотя лепкой также можно назвать ваяние скульптур и различных элементов декора (гипса, бронзы или мрамора). Лепка как таковая существует с незапамятных времен. Еще Библия гласит, что первый человек был сотворен Богом из глины. Глина является вторичным продуктом земной коры, осадочной горной породой, которая образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глина бывает красная, желтая, белая и голубая. На цвет глины влияют добавки других минералов. И нет ничего удивительного в том, что история человечества оказалась тесно связана с этим природным материалом. Еще в глубокой древности люди обратили внимание, что глина, если ее увлажнить, становится мягкой, и из нее очень удобно лепить разные предметы.

Сейчас лепка из глины — одно из любимейших занятий народных умельцев. Лепка из глины умиротворяет и успокаивает, дает выход эмоциям, учит концентрироваться и просто доставляет удовольствие. Свойства глины уникальны: ее консистенция может меняться в зависимости от количества добавленной в нее воды. Глина может быть жидкой и твердой, ее легко крошить, ломать, скатывать, размазывать, именно поэтому глину очень любят дети.

 

  1. Оригами (14 ч.)

Искусство оригами пришло в мир с далекой страны восходящего солнца – Японии. По своей сути оригами является техникой искусного складывания бумаги. Даже само слово состоит из двух понятий: складной и бумага. В Японии это искусство известно с семнадцатого века, тогда как в наши дни о нем знают во всех странах мира.

Основой для техники оригами является один лист бумаги, который чаще всего имеет квадратную форму. Особенностью данной техники является создание бумажной скульптуры без использования клея и ножниц, что на первый взгляд кажется не возможным.

Начиная от самых простых и легких работ, можно переходить к самым сложным бумажным произведениям, результатом которых станут удивительные веселые поделки, детские игрушки, подарки и элементы декора.

 

Учебно – тематический план кружка «Умелые руки»

 

Тема Количество часов
1. Работа с природным материалом 6
2. Папье – маше. 9
3. Соленое тесто. 12
4. Декупаж. 7
5. Плетение из газетных трубочек. 12
6. Глина. 6
7. Оригами 14
Всего 66

 

Тематическое планирование кружка «Умелые руки»

 

№ п/п Тема Теоретические занятия Кол-во часов Виды практической

деятельности

План
Работа с природным материалом – 6 часов
1. «Чем мы будем заниматься на кружке?» Экскурсия в природу. Вступительная беседа  

1

Сбор природного материала  
2 Панно «Чудеса из леса». 1 Аппликация из листьев  
3 “Осенний букет” Мастер класс в презентации. 1 Составление цветов из кленовых листьев
4 “Сова” 1 Работа с шишками
5-6 “Дружная семейка на прогулке” 2 Самостоятельное составление композиции
Папье – маше – 9 часов
        7 Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории… Беседа с показом изделий из папье – маше.         1 Блюдце, чашка, тарелка (по выбору детей)  
8 Блюдце, чашка, тарелка. 1 Грунтовка водоэмульсионной краской.  
9 Блюдце, чашка, тарелка 1 Раскрашивание изделий гуашевыми красками  
10-11 Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик» (по выбору детей) 2 Оклеивание формы слоями

из обрывков бумаги.

 
12 Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик 1 Получение фигуры путем наложения дополнительных слоев бумаги или специальных предметов  
13-15 Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик 3 Приемы смешивания гуашевых красок и водоэмульсионной

ной краски.

 
Соленое тесто – 12 часов
           
16 Вводное занятие «Волшебное тесто» Техника безопасности при работе с резцами, стеками. 1 Приготовление соленого теста.  
17-18 Способы изготовления изделий.

Листья и цветы.

2 Вырезание по шаблону. Обработка подручными средствами.  
19 Способы изготовления изделий.

Плетеный венок.

1 Отпечатки на тесте. Выпуклые рельефы.

Раскатывание колбасок из теста.

 
20 Розы из соленого теста. 1 Изготовление цветов из отдельных деталей-лепестков.  
21 Обитатели морей. Осьминог.

Морская звезда.

Рыбки.

Подводное царство.

1 Коллективная работа.  
22 Подводное царство. 1 Раскрашиваем и лакируем изделия.  
23 «Дерево». МК (презентация) 1 Выдавливание тесла с помощью чеснок давки.  
24-25 “Подсолнух” 2 Изготовление поделки по готовому эскизу.  
26 “Божья коровка” 1 Изготовление поделки по самостоятельно составл. эскизу.  
27 Выставка готовых работ. 1 Оформление выставки.  
Декупаж –  7 часов
       28 Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж». Мастер классы по декупажу.         1  
29 Принципы работы с деревянной поверхностью. Декупаж с салфеткой. 1 Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание,

грунтовка)

 
30 Понятие цветового круга и правилах смешивания красок.

Составление палитры к выбранному изображению

Работа с темной и светлой поверхностями

 

1 Декупаж на двух небольших досочках
31 Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи) 1 Декупаж на канве

Декупаж на свече

Декупаж на баночке.

 
32 Понятие обратного декупажа

 

Показ презентации «Обратный декупаж» 1 Декупаж на стеклянной тарелке салфетками.  
33 Понятие об объемном декупаже.

 

Презентация «Декупаж с применением 3Д геля». 1  
34 Выбор и подготовка изделия для декупажа. 1 Самостоятельный выбор изделия. Выставка готовых изделий.  
Плетение из газетных трубочек – 12 часов.
35 Освоение техники. МК по скручиванию газетных трубочек. 1 Скручивание трубочек из газет двумя способами.  
36 Рамка для фотографии МК по созданию рамки. 1 Изготовление и покраска рамки.  
37 Салфетница. МК 1 Изготовление газетных колец  
38 Салфетница. 1 Сборка и покраска изделия.  
39- 40 Плетение корзины. МК 2 Плетение основы корзины  
41-42 Плетение корзины. 2 Плетение корзины, плетение ручки  
43-45 Плетение корзины. 3 Покраска изделия  
46 Выставка готовых работ. 1 Оформление выставки  
Глина – 6 часов
47 Организационное занятие. Беседа. Освоение простейших приемов народной росписи. Презентация «Послушная глина» 1 Рисование цветных кругов, пятен, точек по мотивам дымковской росписи  
48 Освоение простейших приемов народной росписи. Просмотр презентации. 1 Рисование в полосе узоров из форм растительного мира  
49-50 Лепка по мотивам глиняных игрушек и их роспись. МК по лепке барыни. 2 Дымковская игрушка (барыня).  
51 Лепка на свободную тему. 1 Лепим подарки.  
52  Декоративная роспись готовых игрушек. 1 Роспись готовых изделий.  
Оригами – 14 часов
53 Знакомство с оригами.

Дом.

 

Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. 1 Учить детей складывать прямоугольный

Лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.                                                                                                 Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом.

 
54-55 Базовая форма «треугольник».                     Петушок. Щенок. Котёнок.

 

2 Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.  
56-57 Базовая форма «воздушный змей». Композиция «Два весёлых гуся». 2 Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию.  
58-59 Базовая форма «конфетка». Новогодняя открытка.         Снеговик.        2 Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя. Соединять детали в единое целое (еловая шишка), мастерить Новогоднюю открытку.  
60-61 Базовая форма «дверь». Снежинка.

 

2 Познакомить детей с новой базовой формой «дверь». Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.  
62-63 Ёлка. Царевна – ёлочка. (Композиция).          2 Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.  
64-65 Базовая форма «блинчик». Цветы для мамы.        2 Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.  
66 Композиция. Луговые цветы.         1 Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.

 

 
Выставка готовых работ. Чему мы научились за год. Оформление выставки.  

 

Этапы педагогического контроля.

 

№ п/п Сроки Какие знания, умения, навыки контролируются. Форма подведения итогов
1 Октябрь Знания о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; о месте и роли декоративно – прикладного искусства в жизни человека; в области композиции, формообразовании; навыки работы с нужными инструментами и приспособлениями. Выставка работ
2 Ноябрь Получение знаний и приобретение навыков в технике «папье-маше»; изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление; формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой. Выставка работ
3 Январь В работе с соленым тестом, применение знаний способов и приемов лепки, умений использовать дополнительные приспособления, применение различных эффектов (глазирование, подрумянивание, окрашивание теста); использование лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений; применение различных красок, применение стилизации в работе с соленым тестом. Презентация

«Волшебный мир соленого теста».

4 Февраль Знакомство с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров; формирование собственного стиля в декорировании изделий; развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству художника, дизайнера. Изготовление сувениров.
5 Март Овладение основными приемами плетения;

умение плести изделия от простейших к более сложным;

знать основные базовые узоры; терминологию; правила техники безопасности при работе.

Выставка готовых изделий их газетных трубочек.
6 Апрель Уметь последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала) и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки.

Выставка готовых

изделий из глины.

7 Май     Приобретение знаний, умений, навыков в технике оригами. Изготовление изделий по схемам. Выставка готовых изделий

 

Организационно – методическое обеспечение программы.

  1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
  2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.
  3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
  4. Учебно-наглядные пособия: образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.
  5. Материалы и инструменты: краски акриловые, грунт акриловый, гуашь, кисти, клей акриловый, клей ПВА, лак акриловый, лак глянцевый, наждачная бумага, контуры, салфетки декупажные, открытки, распечатки, различные объекты декорирования: доски разделочные, панно, шкатулки, тарелки, вазы, рамки и другие предметы интерьера инструменты: ножницы, карандаши, кисти и прочее.
  1. Компьютер для показа презентаций.

 

Список литературы

  1. Н. А.Андреева «Рукоделие» – полная энциклопедия — Москва, 1992.
  2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» – Санкт – Петербург, 1996.
  3. В.С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
  4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
  5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
  6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000
  7. Книга серии «Основы художественного ремесла» Геннадия Федотова – Послушная глина. Москва «АСТ – ПРЕСС»1999 г.;
  8. Книга серии «Золотая библиотека увлечений» Ирины Ханановой – Соленое тесто Москва «АСТ – ПРЕСС» 2007г.;
  1. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – “Росмэн”, Москва 1996г.
  2. Иванова А.А. Ручное вышивание. «Культура и традиции», 2001 г.
  3. Баришова М.- Узоры лентами- Праца. Издательство РПД Братислава,1984.
  4. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –1989.
  5. Черутти Патриция Наве. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство.

 

 

Категория: / Теги: